Информационная безопасность в сети Интернет

По данным Google, 98% школьников и студентов в возрасте от 13 до 24 лет пользуются интернетом каждый день. А согласно исследованию рынка Childwise, дети в возрасте от 5 до 16 лет проводят перед экраном в среднем шесть с половиной часов в день.

Огромный вал информации обрушивается на детей, которому они не способны ни противостоять, ни усвоить, ни переработать. При этом надо учесть, что эту информацию можно условно разделить на три группы. К первой можно отнести истинную и научную информацию, ко второй — информационный мусор, не имеющий никакого отношения к истинности, а к третьей  группе можно отнести сфабрикованную информацию, которая создана для осуществления диверсионных акций, преследующих цель расшатать нравственные устои того или иного государства, исказить исторические факты и т.д. Это является своеобразным вызовом для многих государств, к коим относится наша страна.  А значит, это является серьезным вызовом институтам воспитания подрастающего поколения.

Мы живем в XXI веке, и исключить интернет из жизни ребенка не возможно. Через интернет дети открывают свой мир, формируют собственную личность. Для того чтобы эффективно использовать этот инструмент, нужны специальные умения.

Перед школой возникает проблема: как развить ответственное отношение к своим персональным данным, научить отличать «фейковую» информацию от истинной, относиться критически к оценке достоверности информации. В этом заключается серьезный вызовов современного воспитания!

Давайте вместе разберемся, чем может быть опасен интернет для ребенка, особенно школьника.

С резким ростом числа пользователей увеличился и уровень агрессии в сети. Слова обладают огромной силой. Они могут вдохновлять и исцелять, но могут ранить, стать оружием для манипуляций, разжигания конфликтов и травли. Особенно это актуально, когда речь идет о детях.

Почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет признались, что становились объектами травли в интернете. По этому показателю Россия входит в пятерку стран, где в наивысшей степени распространен кибербуллинг — травля, бесчисленные нападки и преследования в интернете.

Главное отличие кибербуллинга от травли в обычной жизни — маска анонимности, за которой скрывается обидчик. Его сложно вычислить и нейтрализовать. Дети очень редко рассказывают родителям и даже друзьям о том, что над ними издеваются. Молчание и переживание этого в одиночестве может стать причиной появления огромного количества психических проблем, трудностей в общении с одноклассниками. Люди, которые становились жертвами кибербуллинга, помнят об этом всю свою жизнь.

У сетевых хулиганов довольно большой арсенал различных техник, позволяющих испортить жизнь своей жертве. Родителям и учителям следует знать, что означают такие термины как:

Хейтинг (hate) — это негативные комментарии и сообщения, необоснованная критика в адрес конкретного человека.

Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk — преследовать, выслеживать) — использование гаджетов для преследования жертвы, постоянные угрозы в адрес жертвы и членов ее семьи.

Троллинг (cyber trolls) — публикация агрессивной информации на веб-сайтах, страницах социальных сетей.

Грифинг (griefers) — преследование других игроков в многопользовательских онлайн-играх.

Секстинг (sexting) — это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми.

Очевидно, что полностью защитить детей от возможного негативного воздействия сети Интернет мы  не можем. Однако, в наших силах минимизировать риск такого воздействия следующим образом:

  • проводить просветительскую работу с родителями учеников и учителями в сфере информационной безопасности;
  • научить технике проверки и перепроверки достоверности информации;
  • осуществлять информирование учащихся о том, что такое персональные данные и какие последствия несет за собой их публикация;
  • приглашать на классные часы, общешкольные мероприятия специалистов в области правового регулирования в Интернете;
  • проводить тренинги, семинары с участием учеников на тему буллинга, хейтинга и т.д.;
  • проводить индивидуальные беседы с учащимися по соблюдению правил общения в интернете;
  • оформлять  школьные уголки по информационной безопасности;
  • проводить родительские собрания по вопросам профилактики экстремистских проявлений среди учащихся, информационного противодействия терроризму в социальных сетях, блогах и на форумах;
  • создавать информационные материалы по теме “Интернет: мои права и ответственность”.

Чем раньше ребенок овладеет базовыми правилами пребывания в сети, тем меньше вероятность вышеупомянутых происшествий.

Какие рекомендации можно дать ребенку сегодня? Как не стать жертвой в интернете:

  • Возьми за правило публиковать как можно меньше личной информации. Не хвались крупными дорогими покупками. Никогда не рассказывай в соцсетях о том, что вся семья уезжает, например, в отпуск. Помни, все, что попало в интернет, осталось там навсегда и доступно всем!
  • Следи за своим поведением в сети, возможно, своими словами ты можешь кого-то сильно задеть или обидеть. Прежде, чем написать какой-либо комментарий, сообщение, постик в инстаграмме, подумай, что за этим последует.
  • Наткнувшись на `тролля` в интернете, прекрати диалог, не вступай в ссору или выяснение отношений.
  • Блокируй отправителей неприятных для тебя сообщений. Не стесняйся репортить (жаловаться) на оскорбительные или провокационные посты, комментарии и т.д. — функция есть почти во всех известных соцсетях.
  • Не забывай про цифровую гигиену: установи приватность в настройках профиля в соцсетях. Используй сложные пароли, разные для каждых аккаунтов. Закрывай камеру на компьютере и не отправляй `виртуальным друзьям` свои фотографии и видео.

Такие простые советы помогут нашим детям быть в относительной безопасности при использовании  интернета.

Проблема безопасности в сети Интернет будет только нарастать, если мы не предпримем шаги по воспитанию грамотного пользователя всеми благами информационной цивилизации и не обеспечим формирование информационной культуры у учащихся.

В  данной работе не должно быть  наблюдателей, все мы в ответе за события, которые разворачиваются вокруг нас в современном мире, в мире, в котором мы живем вместе со своими детьми!

Испытание «Публичная лекция» в рамках конкурса «Учитель года России 2020».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *